Эпоха больших надежд

В начале прошлого века герои фантастических и детективных романов так часто пользовались "наркотическими газами" и с таким отличным результатом, что военные с негодованием потребовали, чтобы ученые немедленно предоставили в их распоряжение такой же. Идея захватывать города без единого выстрела и повергать армии неприятеля в сон была настолько заманчива, что еще в 1924г. правительство молодого советского государства потребовало от известного русского химика А.Е.Чичибабина немедленно приступить к разработке "усыпляющих газов".

А надо сказать, что в то время газообразных или летучих наркотиков было известно немного и особенно выбирать было не из чего. Вначале выбор пал на диэтиловый эфир (C2H5O) и хлороформ (CHCl3). От идеи их применения в качестве отравляющих веществ сразу пришлось отказаться. Даже врачи в условиях больницы не могли гарантировать стопроцентное пробуждение своих пациентов. А уж на поле боя...

Тем не менее, с момента своего открытия, эти наркотики с успехом применялись спецслужбами всего мира, для временного оглушения внутренних и внешних врагов государства. Оба анестетика имеют резкий и неприятный запах, почувствовав который человек инстинктивно старается задержать дыхание и как можно скорее покинуть опасное место. Поэтому приходилось прибегать к способу, известному в медицине как "рауш-наркоз". Несколько вдохов через платок пропитанный хлороформом и жертва погружается в глубокий сон.

Следующие два кандидата в "усыпляющие газы", это сероокись углерода (COS) и закись азота (N2O)лишены этого недостатка, и их применение может некоторое время оставаться незамеченным. Первый из них, сероокись углерода представляет собой газ без цвета и запаха с т.кип. -50ºC. Один из ведущих военных токсикологов прошлого века Либерман Г.Б., в своей монографии вышедшей в 30-х годах пророчил этому наркотическому газу великое будущее. Этот газ по праву мог бы считаться прародителем современных психохимических отравляющих веществ, если бы не высокая токсичность, LC50 - 4-6 г/м3.

Закись азота, больше известная как "веселящий газ", заняла достойное место в арсенале анестезиологов и применяется в комбинации с другими анестетиками и по сей день. Считается одним из самых безопасных анестетиков. Закись азота почти идеальное средство для наркоза, но совершенно не пригоден для военного применения из-за своих физико-химических свойств и необходимости создания очень высоких концентраций в воздухе.

Кроме перечисленных выше, в поле зрения ученых оставались лишь экзотические и малоизученные средства, наподобие одурманивающих дымов от сжигания наркотических растений. Но здесь уже проходила тонкая грань между наукой и шаманством.

Время разочарований

С 30-х годов прошлого века, в истории поисков идеального наркотического газа наступает длительное затишье. Эстафету опять принимают фармакологи, а военные терпеливо ждут своего часа, когда медицина наконец-то получит в свое распоряжение идеальное средство для наркоза.

В 1956г. в медицинскую практику был введен галотан (отечественный аналог выпускался под названием фторотан). Обладая рядом преимуществ, таких каких мощное действие, хорошая управляемость, мягкий вход и выход из наркоза, он постепенно вытеснил эфир и хлороформ из операционных. Но галотан так и не стал "анестетиком выбора", так как слишком часто вызывал тяжелые поражения печени.

В 1970г впервые для обезболивания родов был применен метоксифлуран. Это был первый анестетик из группы галоидированных эфиров, но который так и не нашел применения в медицине из-за высокой токсичности и слишком тяжелого и длительного выхода из наркоза .

Более перспективными оказались энфлуран (1970г.), и, особенно его изомер изофлуран (1981г.), который и сегодня продолжает оставаться одним из лучших анестетиков. Главным преимуществом изофлурана является практически полное отсутствие гепатотоксичности.

В 1996г. был впервые применен в анестезиологии десфлуран. Отличительной особенностью этого анестетика является быстрое наступление наркоза, через 2-4 мин после начала ингаляции, и такое же быстрое пробуждение. Для проведения наркоза необходим специальный испаритель. Пары десфлурана раздражают дыхательные пути. Этого недостатка лишен другой новый анестетик - севофлуран, имеющий приятный запах, что делает ингаляцию легкой. К сожалению, анестетики последнего поколения десфлуран и севофлуран  пока мало распространены в нашей стране.

Современные средства для ингаляционного наркоза

Анестетик Химическая
формула
MAC (%) Наркотические концентрации (об.%) Наркотическая
активность
(N2O-1)
Вводный
наркоз
Поддержание
анестезии
Фторотан
(Halothane)

0,74 2-3,5 0,5-1,5 142
Метоксифлуран
(Pentran, Inchalanum)
0,26 2 0,8-1 -
Энфлуран
(Enflurane, Этран)
1,68 2-8 1-3 62,5
Изофлуран
(Isoflurane, Forane)
1,15 2,5-4 1-2,5 91
Севофлуран
(Sevoflurane, Ultan)
2,05 5-8 0,5-3 51
Десфлуран
(Desflurane, Suprane)
6,0 4-11 2-6 17,5

MAC - Минимальная альвеолярная концентрация - это альвеолярная концентрация ингаляционного анестетика, при которой отсутствует двигательная реакция у 50% пациентов в ответ на стандартный раздражитель (кожный разрез).

До конца XX века в открытых зарубежных источниках по военной токсикологии не встречается сведений о возможном применении ингаляционных анестетиков. Ситуация резко изменилась в последние четыре - пять лет. Все чаще в качестве возможных кандидатов на роль ОВ временно выводящих из строя стали упоминаться севофлуран, десфлуран и изофлуран[1]. Информация об ингаляционных анестетиках представлена и в одной из самых авторитетных баз данных по химическому и биологическому оружию - CABO.

В 2001г. в научно-исследовательской лаборатории Пенсильванского университета изучалась потенциальная возможность военного использования ингаляционных анестетиков изофлурана и севофлурана[2].

Но, как всегда, "впереди планеты всей" опять оказалась Россия. Об ингаляционных наркотиках вновь заговорили, когда в прессе стали появляться сообщения, о том что при освобождении заложников в театральном центре на Дубровке, возможно, применялось спецсредство на основе галотана. К такому выводу пришел профессор медицины из Мюнхена T. Zilker, изучив данные анализов своих соотечественников, захваченных чеченскими террористами. Этого мнения придерживается и J.Miller, фармаколог из Университета Южной Каролины. Галотан - это летучая жидкость со сладковатым запахом, часто окрашенная в голубоватый цвет. Оба эти признака фигурируют в рассказах пострадавших от газовой атаки. Весьма специфический запах галотана также опознал и один из заложников, оказавшийся врачом-анестезиологом одной из московских больниц.

Однако, галотан не мог быть применен самостоятельно. Как считает проф. Van Aken из Мюнстерского университета, для быстрого "нокаутирования" такого количества людей в помещении такого объема потребовалось бы быстро испарить не менее 3-5 тонн галотана, что совершенно нереально[3,4].

Более правдоподобной кажется версия о совместном применении опиата и ингаляционного анестетика, при этом галотан и фентанил взаимно усиливают действие друг друга. Работы, опубликованные в 80-х годах прошлого века, приводят данные об уменьшении наркотических концентраций галотана на 90% при сочетании его с одним из производных фентанила (Hecker et al.,1983).

Существует большое количество экспериментальных веществ обладающих свойствами наркотических анестетиков, некоторые из них уникальные. Ниже приведены формулы диоксихлорана (Dioxychlorane), диоксифлурана (Dioxyflurane), Compound 485, тиометоксифлуран (Thiomethoxyflurane)

Наибольший интерес представляет тиометоксифлуран. Это сернистый аналог, превосходящий метоксифлуран в 7,5 раз, на сегодня является самым мощным ингаляционным анестетиком для которого MAC равна всего - 0,035%[5]. Немного уступает ему диоксихлоран - 0,11%[6]

  Удивительно, что незначительная модификация молекулы может превратить анестетик в мощный конвульсант. Примером этому может служить индоклон (фторотил, гексафтордиэтиловый эфир), который  вызывает  у человека судорожный приступ и одно время даже применялся в психиатрии для судорожной терапии.

 Являясь летучей жидкостью, эффективен как при вдыхании, так и при внутривенном введении.  Судороги наступают уже при ингаляции всего 0,5 мл индоклона. Быстро выводится из организма с выдыхаемым воздухом.

Выводы

Сегодня изучены и описаны сотни веществ обладающих наркотическим действием. Среди них встречаются как газы, так и летучие жидкости, есть и вещества обладающие достаточно высокой активностью и быстродействием, не имеющие запаха и цвета. Наркотических газов много. Безопасных нет.

КСЕНОН - АНЕСТЕТИК ИЗ ВОЗДУХА

Ксенон - инертный газ, не имеет запаха, и цвета, не горит, не взрывоопасен. Он в 4 раза тяжелее воздуха, почти не растворим в воде, и очень слабо в масле. В организме человека ксенон не подвергается изменению, не вступает в биохимические реакции и быстро выделяется через легкие.

Первое сообщение о наркотических свойствах ксенона принадлежит русскому ученому Н.В. Лазареву, который в 1946 году экспериментально подтвердил наличие у ксенона (Хе) наркотических свойств. В 1951г. ксенон впервые применен в клинической практике в качестве средства для наркоза (S.Cullen, E..Gross at all.). В 1999г. Россия стала первой страной в мире, в которой официально разрешено проведение ксеноновой анестезии.

Имеется достаточно много убедительных данных, чтобы считать ксенон одним из лучших ингаляционных анестетиков. Ксенон не токсичен, не обладает тератогенным и мутагенным эффектом, не имеет эмбриотоксического действия, лишен аллергенности и канцерогенности. Если сопоставить перечень требований, который предъявляют "идеальному ингаляционному анестетику", то ксенон практически полностью соответствует этим требованиям.

Однако широкое распространение метода сдерживает дефицитность и дороговизна ксенона, он содержится в воздухе в очень низкой концентрации - всего 86 см3 на 1000 м3 . Стоимость 15-20 литров ксенона, а это минимальное количество газа необходимое для проведения 2-х часовой операции, составляет 75-120 долларов.

Ксенон в 1,5-2 раза более мощный анестетик, чем закись азота. Достаточно 5-6 вдохов ксенона в наркотической концентрации чтобы у человека появилось чувство тяжести в ногах и онемение, постепенно поднимающиеся снизу вверх, захватывающие кожу живота, груди, шеи, головы. На 2-3 минуте появляется эйфория и психомоторная активность, отмечается прилив радостных эмоций, ощущение блаженства. Возникает логоррея (т.е. болтливость, недержание речи) и желание рассказать о своих приятных ощущениях. Постепенно нарастает скованность, заторможенность и на 4-й минуте наступает стадия полной анальгезии и частичной амнезии. Через 5 минут после начала вдыхания ксенона выключается сознание и наступает стадия хирургического наркоза.

Выход из наркоза быстрый. Через 2-3 минуты после отключения газа к пациенту возвращается сознание в полном объеме с приятными субъективными ощущениями.

Ксенон доступен, его производство освоено в России. Он идеально подходит для применения в закрытых помещениях с ограниченной циркуляцией воздуха, так как не накапливается в организме, а распределение газа в помещении можно рассчитать методами математического моделирования. Накоплен достаточно большой опыт по применению ксенона в медицине.

Передозировка ксенона не требует антидотной и даже обычной лекарственной терапии, достаточно обеспечить доступ свежего воздуха или кислорода[7,8].

Применение ксенона в качестве усыпляющего "нокаутирующего газа" в ходе спецопераций, маловероятно, слишком велик риск угнетения дыхания при использовании наркотических концентраций. Тем не менее, содержание ксенона в воздухе свыше 0,005% в закрытом помещении может вызвать у человека вялость, сонливость и нарушение координации. Субнаркотические концентрации затруднят или сделают невозможным активное сопротивление и принятие адекватных решений, что может дать решающее преимущество при проведении контртеррористических операций.


Библиография
(References)

На Главную Страницу


URL: Невидимое оружие Copyright © Leshchinsky Igor, 2002-2005 Revised - 21 июня 2005г.